На главную страницу | Написать письмо

Тайцзи Цюань

Тайцзи Цюань

Тайцзи Цюань является самым распространенным и наиболее таинственным видом боевого искусства.

Прошло более 300 лет с момента его возникновения и распространения по Китаю в конце правления династии Цинь.

Ввиду огромного интереса и быстрорастущей популярности Тайцзи Цюань стали возникать многочисленные легенды, повествующие главным образом о том, что это искусство было передано людям небожителями, причем дата происхождения была сдвинута на несколько столетий назад, с 17-го на 15-е , 12-е и даже 8-е столетие.

Так, например, в "Иллюстрированной книге по Тайцзи Цюань" стиля Ян, опубликованной в Пекине в 1921 году, к создателям Тайцзицюаня причисляют следующих персонажей:

1) Чжан Саньфена (Три Изобилия) - странствующего монаха-даоса из монастыря на горе Удан, жившего в XV веке в период завоевания династии Юань династией Мин.

2) Чжан Саньфена (Три Пика) - алхимика, проживавшего в XII веке на горе Удан во времена правления династии Мин.

3) Сю Сюанпина - мистика и мага, занимавшегося исследованиями таинственных сил в период династии Тан, средина VIII века.

В большинстве книг по истории боевых искусств, опубликованных после 1921г., создателем Тайцзи Цюань без каких-либо веских оснований принимают даосского монаха Чжан Саньфена, жившего в конце XV века.

Однако, после длительных и кропотливых исследований предпринятых как Китайскими, так и независимыми зарубежными экспертами, удалось выяснить, что на самом деле Тайцзи Цюань был создан в середине XVII века Чень Вантином проживающим в провинции Хенань, графства Вень в период смены династии Мин династией Цинь.

Так, в частности, авторитетнейший мастер и исследователь боевых искусств Тан Хао (1897-1959), посвятивший много лет изучению данного вопроса, основывает свои выводы на следующих фактах:

1) В работе Ци Цзигуана "Трактат о 32 формах кулачных единоборств", содержащей описание 16 наиболее распространенных школ/видов боевого искусства, ни слова не упоминается о Тайцзи Цюань.

2) В пяти формах Тайцзи Цюаня, созданных Чень Вантином, в частности в "108 форме" и в "Пао чуй" ("Пушечные удары") присутствуют 29 элементов движений, описанных Ци Цзигуаном в его трактате.

3) "32 формы" Ци Цзигуана начинаются с движения "Ленивое подвязывание одежды" и "Одиночный хлыст". Эти же элементы содержатся во всех комплексах Тайцзи Цюань Чень Вантина.

4) "В семейной хронике семьи Чень" ("Ченьши цзяпу") из Ченьцзягоу (Овраг семьи Чень) приводятся следующие данные о Чень Вантине: "Вантин, по прозвищу Цзоутин, был рыцарем в конце династии Мин и ученым в начале династии Цин.

Прославился в провинции Шаньдун как непревзойденный Мастер боевых искусств, усмиривший более 1000 бандитов, а также как создатель различных форм (как с оружием, так и без) школы Чень. Небом рожденный воин, доказывающий это своим мечом в бою".

5) Многие слова из "Песни канона кулачного боя" ("Цюань цинь цзун гэ") были позаимствованы Чень Вантином из "Трактата" Ци Цзигуана.

6) В первых двух строках "Песни канона кулачного боя" Чень Вантин описывает технику толкающих рук ("туй шоу"): "Чередование таких действий как растяжение и уклонение столь неожиданны что, никоим образом не могут быть предусмотрены, посему я опираюсь на едва заметные спиралеобразные и вращательные движения тела". Этот раздел Тайцзицюаня, "туй шоу", отсутствует в трактатах по боевому искусству, написанных известными мастерами того времени - Юй Даю, Ци Цзигуан, Тан Шуньчжи, Чэн Чундоу.

7) Представители семьи Чень, проживавшие в деревне Ченьцзягоу, из поколения в поколение изучали и передавали формы и техники, созданные своим великим предшественником.

Таким образом, через пять поколений искусство Тайцзи Цюань и толкающих рук Чень Вантина было унаследовано Чень Чансином (1771-1853), главой XIV поколения.

Впервые Чень Чансин обучил искусству Тайцзи Цюань чужака Ян Лучаня (1799-1872) из Юннаня провинция Хэбэй, не принадлежавшего семье Чень.

В последствии, Ян Лучань трансформировал переданное учение и на его базе положил начало стилю Ян, из которого позднее возник стиль У-Шумного.

У-Юйжан (1812-1880), изучивший изначальный Тайцзи Цюань семьи Чень у Ян Лучаня и подстиль Жао Бао школы Чень от Чень Цинпина, создал на их основе стиль У-Воинственного.

В свою очередь, на базе стиля У-Воинственного, Сун Лутаном был создан стиль Сун.

Таким образом, все перечисленные выше стили Тайцзи Цюань непосредственно или опосредованно произошли от самой древней формы семьи Чень ("Лао Цзя").

После падения династии Мин, Чень Вантин под влиянием Даосизма удалился от общества и жил в уединении.

В "Энциклопедии восточных боевых искусств" (Маслов А.А. М., 2000) приводится следующая информация о последних годах жизни создателя Тайцзи Цюань: "Укрывшись от людей, Чень Вантин предавался размышлениям, читал труды древних мудрецов, штудировал даосские писания о "вскармливании жизни" через управление ци. Его настольной книгой стал "Канон императорских покоев" ("Хуан тин цзин") - трактат IX века, рассказывающий о важнейших нормах здоровой жизни, питании, регуляции сексуальных отношений, гимнастике даоинь и других даосских секретах, возвращающих молодость. Немногие из оставшихся после него произведений вошли в сборник "Стансы о великом и малом" ("Чан дуань цзюй"). Стареющий Чень Вантин писал: "Тщетно удостаивали меня благодеяниями и милостью. Сегодня же я годами стал стар и одряхлел, лишь свиток "Канона императорских покоев" является единственным и неразлучным спутником. Пребывая в одиноком отдохновении, я разрабатываю систему кулачного искусства, а предаваясь хлопотам по хозяйству, обрабатываю поле. Пользуясь мгновениями досуга, обучаю своих сыновей и внуков, дабы они стали подобны тиграм и драконам".

В 60-е годы ХХ века были обнаружены новые исторические данные, свидетельствующие о том, что Тайцзи Цюань был создан Чень Вантином в 60-е годы XVII века, примерно через 20 лет после падения династии Мин. Основанием для такого заключения служат факты, изложенные в "Летописи уезда Вэнсянь", "Летописи области Хуайцин", "Летописи уезда Аньпин". Согласно этим источникам Чень Вантин являлся предводителем гражданской армии, защищавшей уезд Вэнь за три года до падения династии Мин (1644г.), освободившим его от бандитов, за что снискал благодарность и почести.


Рейтинг@Mail.ru

© Разработка и дизайн: Кулиев Самир - 2007.
Все права защищены.

 
Hosted by uCoz