На главную страницу | Написать письмо

Джиу-Джитсу

Джиу-Джитсу

Термин "Дзю-Дзюцу" (Джиу-Джитсу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "дзю" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "дзюцу" переводится как "техника, способ". Итак, Джиу-Джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы Джиу-Джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип Джиу-Джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

Предшественниками Джиу-Джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза"). Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного Дзю-Дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю.

Предшественниками Дзю-Дзюцу были различные виды боевого единоборства в тяжелом воинском снаряжении, среди которых наиболее заметное место занимает ёрои-кумиути - рукопашный бой в доспехах. Техника этой борьбы, включала броски через спину, грудь, колено; переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек и около десятка болевых замков на руки и ноги. Ключевым элементом при этом был подход с последующим захватом, при котором оба противника стремились занять наиболее выгодную позицию. С исчезновением тяжелых доспехов появились школы когосоку - рукопашного боя в легком снаряжении. Техника когосоку была наиболее близка к современному Дзю-Дзюцу, начало формирования которого относится ко времени, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления. Наибольший расцвет Дзю-Дзюцу приходится на эпоху Токугава когда после многочисленных войн и смут наступил период продолжительного мира. Именно тогда возникло рекордное количество школ Дзю-Дзюцу - около 700.

Основные различия между школами заключались в постановке дыхания, способах аккумуляции ки, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов и подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако, несмотря на различия, общих черт было несравненно больше, что позволило в дальнейшем создать на основе Дзю-Дзюцу универсальные системы борьбы - Дзюдо и Айкидо. Характерной особенностью Дзю-Дзюцу на протяжении более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные самурайские кланы. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. И, хотя в настоящее время школы Дзю-Дзюцу существуют практически во всех частях света, ведущую роль по-прежнему играют семейные школы японского происхождения.

Дзю-Дзюцу является открытой системой, в том смысле, что впитывает в себя приемы, характерные для других боевых искусств, в особенности национальных видов борьбы. В связи с этим школы Дзю-Дзюцу в разных странах имеют явно выраженный национальный оттенок. Тем не менее, в основе всех национальных школ лежат традиции и техника, наработанные веками на родине Дзю-Дзюцу.

Одной из самых известных старых школ стала Хакко-рю (школа Восьми лучей), насчитывающая на Японских островах порядка одного миллиона человек. Именно из этой школы вышел будущий основатель Айкидо Уэсиба Морихэй. Хакка-Рю по характеру можно причислить к классическому Дзю-Дзюцу. Техника школы включает в себя разнообразные болевые захваты и замки рук с последующим броском и удержанием (сиацу), несколько вариантов удушающих приемов и обширный комплекс шоковых и парализующих точечных ударов - атэми. Особое внимание уделяется отработке приемов с подручным оружием - кобу-до - в частности с предметами обихода: тростью, веером, зонтиком, плащом, шарфом, стулом. Нападение и защита в Хакка-Рю осуществляется по прямой, во фронтальной плоскости к противнику, и носит, по сравнению с Айкидо, более активный характер. В отличие от Айкидо, в Хакка-Рю имеется четко разработанный арсенал ката и градация по данам черного пояса.


Рейтинг@Mail.ru

© Разработка и дизайн: Кулиев Самир - 2007.
Все права защищены.

 
Hosted by uCoz